Alyffeka (alyffeka) wrote,
alyffeka

Португальский путь

ПРОЛОГ

Прошло чуть более трех недель, как я вернулась после моего первого Camino....
Странные сны, внутренние метания. Наружу рвется то, что я пережила, приобрела и потеряла.
Начну сначала.
Ровно год назад, а мне казалось , что больше, моя хорошая знакомая скинула в "Контакте" ссылку на фильм "Путь", у нее дочь собиралась пройти Camino
Зацепило сразу, а я азартна на хорошие идеи. Но выделить столько времени на путешествие, тогда я не могла. Недельку осенью, недельку весной, вот и все , что я могла себе позволить; работа не пускала.
Это теперь я понимаю, что не работа, а я сама себя не пускала. Это мои установки, мои условности. После Camino все в голове перевернулось. Я стала другая.
Случайно на форуме или в ЖЖ, я наткнулась на рассказ Катеньки, давней моей знакомой. Катя, великий путешественник, великолепный рассказчик. Она окончательно заразила меня Camino

Часть Первая. Подготовка.

По ссылкам, в разных сетях, я начала собирать информацию о Пути. Camino - это паломническая дорога к величайшей реликвии Испании, к мощам апостола Иакова, небесного покровителя страны. Это как цепная реакция, только капни и процесс пошел. Причем, происходило это постепенно, на подсознательном уровне.
" Я хочу пройти этот Путь, я смогу, я справлюсь!!!" Вот девиз, который появился у меня в начале 2015 года.
Как только решение было принято, села за компьютер в поисках билетов. По отзывам друзей на fb поняла, что лучше идти либо весной, либо осенью, когда нет жары. Вот ее то я не переношу уже давно.
Изучила информацию на разных сайтах, подписалась на льготные предложения разных авиакомпаний, с пересадками и без.
Решила, что пойду в весной, ждать дольше не хотелось. А купить билеты хотелось не очень дорогие и с малой потерей времени на пересадках.
Выбрала Португальский Путь, который подошел по срокам и сложности для первого раза.

Очень скоро пришла ссылка о продаже не дорогих билетов до Барселоны.
Примерно подсчитала, сколько дней с запасом необходимо на дорогу от Порто до Сантьяго, от Сантьяго до Финистерре, отдых в Барселоне. Получилось, что билеты выпали на 20 апреля туда и на 5 мая обратно.
Были куплены билеты на самолет до Порто и обратно, забронированы недорогие пансионы в Сантьяго, Барселоне. И ведь читала советы других путешественников, о том, что лучше не париться , а билет купить на месте , в Сантьяго, чтобы не быть привязанным к датам..
В следующий раз так и сделаю.
Так получилось, что одного дня, пройти до Финистерре, мне не хватило.
Последние 2 недели перед Camino спала чрезвычайно плохо, нервничала, переживала, что ничего у меня не получится. Просыпалась в ночи и ругала себя," что я задумала, на что решилась. Еду одна, с языком не очень; справлюсь или нет?!"

День первый
Перед вылетом не спала сутки, так получилось, и конечно, когда села в самолет, сразу же уснула.
Как обычно, в самолете переключается что-то в голове, я забываю про дом, работу, про все… Так вышло и в этот раз. Раз, и я в Барселоне.
Думаю, времени свободного 1 час 50 минут, выпью, свою первую чашечку кофе, но не тут то было.
Оказалось, что я прилетела на терминал 1, а вылет в Порто будет происходить с терминала 2. Долго искала выход к автобусу, ехать минут 15-20. Еще очень переживала, что меня не пропустят с огромным рюкзаком , ручной кладью на борт ( в рамку он бы точно не вошел). В аэропортах есть ограничительные рамки для ручной клади, и нужно стараться , чтобы багаж в них прошел.
Нигде не прицепились ни разу-))) Ура!!!
Давно отметила для себя, каждый город пахнет по своему.
В Барселоне – это запах теплого, доброго моря.
Порто пахнет по другому- мягче и дружелюбнее.
Знакомство с Порто, первая чашка кофе в аэропорту .
Вот наслаждение! Давно забытый вкус настоящего ароматного капучино.
Несколько раз до отъезда смотрела видео Сергея Нагорного про то, как они искали вход в метро, подсказка очень помогла. Я проехала свои 16 остановок, легко нашла свой пансион, забронированный на booking
Португальцы – очень отзывчивы, с радостью объясняют куда пройти, где свернуть, но все на своем португальском. Но понятно и спасибо им огромное за это радушие.
Пансион.
Номер маленький, с 2-х сп.кроватью, тесным санузлом, с душевой кабиной, но мне то что,только на одну ночь. Приняла душ, бросила рюкзак и пошла гулять по городу.
Порто- это отдельная тема для разговора, о нем можно писать и говорить очень долго…

Красив, уютен, без суеты и криков. Влюбилась сразу!!!!
Для начала сходила в собор,
получила кренденсиаль – паспорт пилигрима , пожертвование - 1.5 евро и пошла искать известный книжный магазин Livraria Lello, многими описанный и рекомендуемый к посещению.

Нашла без труда. Магазинчик очень милый, со своим духом, своим настроением; красота его убранства завораживает.
Долго сидела в кресле и не было никаких мыслей в голове , только ощущение приятного покоя.
Рядом с магазином, маленькое кафе, где произошло мое первое знакомство со знаменитыми португальскими пирожными Pastel de Belem , их выпекают по старинному секретному рецепту.
Всем рекомендую! Вкуснее не ела очень давно.
Подкрепившись,пошла гулять по городу, к знаменитому мосту…

Удивила колоритность окружающей композиции. Не насмотреться, не надышаться.; дух захватывает, какой простор, какая грациозность. Спустилась в винотеку,
продегустировала знаменитый португальский портвейн. Напиток гурманов!!!!
Красный- тягучий, очень ароматный с глубоким послевкусием . Белый- освежающий, сладкий восторг!!!
Португальцы знают толк в портвейнах!!!! Молодцы!!!! 5+++
Побрела вверх по улицам, все так необычно и все любопытно. Очень красивый железнодорожный вокзал:

Порто, я приеду еще раз!!!
Вернувшись с прогулки , решила, что нужно перед выходом в путь хорошо отдохнуть, выспаться.
Посмотрела карту города, маршрут на первый день и
в 20.00 легла спать. Ночью просыпалась несколько раз от холода, а апреле ночи холодные.

PORTO - S.Pedro de Rates около 30 км
Мои мысли унеслись в облака

Проснувшись в 6-00, я поняла, что выспалась, быстро собрала вещи и потопала к метро .
Город тихий, людей нет. Азулежу ( знаменитая португальская плитка) радует глаз..

Села в метро и все боялась проехать свою станцию. Спасибо,милый португалец минут 10-15 помогал мне найти выход на путь .
Трудновато было дойти до первой стрелки, немного поволновалась.
Через 1.5 часа начал болеть тазобедренный сустав, старая спортивная травма. Ну думаю, так скоро и закончится мое Camino, вот посмеемся-)))
Но я помолилась, попросила Господа и Св.Иакова о помощи в пути и у меня включилось второе дыхание, страх исчез, боль прошла и я потопала «Впереди планеты всей”!!!!»
Шла быстро, любовалась природой и всем, кто мне попадался на пути

Как видите , картины удивляют.
Дочь записала в плейер отличную музыку: классику, как я люблю и ритмичные треки. С утра хотелось слушать спокойную , а в конце маршрута- динамичную. Надо сказать, помогает .
Шла первый день 7 часов, и я поняла, что на сегодня хватит.
За весь день я встретила только двоих пилигримов из Германии, которые проводили меня до альберге в Rates, альберг у Марии, у ветряной мельницы

В альберге 3 комнаты по 9 кроватей, в первой , куда я заселилась познакомилась с Марианной из Голландии, Мартином – из Англии , парой из Италии и Региной из Венгрии, с которой в последующем мне посчастливилось случайно встретиться на последнем этапе пути. С ней же мы вошли в Сантьяго де Компостела, столицу испанской Галисии.
Марианна. Чудесный человек, спокойный и очень дружелюбный. Она училась в Москве 10 лет назад, хорошо говорит по-русски и мы сразу нашли общий язык. После принятия душа и чашечки чая, я поняла, что ожила, еще есть силы сходить погулять, поужинать.
Первый португальский ужин был очень вкусным. Когда нам принесли то, что мы заказали, поняли, что нужно было брать 1 порцию на двоих. Порции огромные.
После ужина решила посмотреть дорогу, по которой мне предстоит начать завтрашний маршрут На прогулке появились вопросы: как я буду, впервые в жизни, спать в спальнике , каков будет завтрашний день, как поведут себя мои ноги, больные плечи? Перед сном решила вспомнить, о чем я думала свои первые 7 часов Пути и не смогла, ни воспоминаний, никаких мечтаний. Просто Путь!

День второй Rates – Barselos -Tamel 26 км

День начался в 5-30 , спала плохо, ворочалась, мешали запахи, и посторонние звуки .
Засобирались все как-то все сразу, никто никого ни о чем не спрашивал, я вышла в 8-00 и пошла одна, как ежик в тумане, по лесам и по полям.
Сначала дождик крапал маленький, затем усиливался, потом снова ослабевал. Шла долго и быстро.В первом кафе за завтраком встретила итальянскую пару , англичанина и девочек итальянок. Затем подтянулась Марианна.
Вместе с ней мы дошли до Барселуша,
(без названия)

прошли через городок, выпили кофе,передохнули и решили не останавливаться, а идти до Tamel еще 10 км.
Сегодня устала больше, чем вчера. Днем было жарко, последний участок пути шел в гору . Заселилась в чудесный альберг, 5 евро, чистота и порядок, несколько туалетов, душ, прачечная, на кухне есть все необходимое: СВЧ, чайник, кофемашина и комнаты на 10 человек , очень чистые и светлые

Уже сложилась компания из 8 человек, которые ночуют вторую ночь вместе, т.е . идут ровно.
Про себя отметила, что стали болеть стопы, тазобедренные суставы.
В холле все отдыхают, многие пишут дневники, и мужчины и женщины.
Марианна разговаривала с одним испанцем, у которого на рюкзаке весит колокольчик, …
Тот рассказал , что погиб его друг в автокатастрофе и это Путь он посвящает ему.
Ужин пилигрима в ресторане через дорогу от альберге. Все очень вкусно и сынто. 7 евро
В 21-30 все улеглись спать. Засыпала плохо, хотя было и не жарко, и не душно. Просто не привычно.

День третий. Tamel –Ponte de Lima около 25 км
Глаза лицезреют, а ноги несут..

Проснулись рано,итальянцы уже ушли, позавтракали в альберге и двинулись в путь..Всегда хожу быстро и в пути также , пришлось оставить Марианну и идти своим темпом .
Но на первой же остановке поняла, что стерла ногу.Там же, в кафе , провела «операцию с мозолью, подкрепилась и полная сил двинулась дальше.
Дорога на редкость красивая и виды очень многообразные : картины и ароматы менялись один за другим: жасминовый – обволакивал, эвкалиптовый- очищал с головы до пяток весь организм. Эвкалиптовые рощи появлялись часто и каждый раз проходя по ним, как будто бы открывалась заглушка и из головы выходила всякая «дурь».
Многообразие цветов, старинные дома, каменные изгороди, которые уводят в прошлое. Иногда чувствовала себя в рыцарем, скачущим в доспехах вдоль каменных преград, иногда- старинным пилигримом, идущим по пути несколько жизней…

(без названия)
Ну вот и Понте де Лима. Очень красивый въезд в город, шикарная аллея с красными скамейками, старинный мост.
Все наши подтянулись позже, альберг открыли только в 16-00 и можно было и не торопиться. Все приходящие сидели в кафе напротив, пили пиво, вино , глазели друг на друга.Там я познакомилась с двумя девушками из Литвы Дайвой и Эйнорой, с которыми встретилась еще раз в Сантьяго в конце пути..
Открыли альберг, все кинулись оформляться. Я -в первых рядах . Сходила в душ, постиралась, тут и Марианна подошла. Чуть позже мы погуляли по городку, купили открыток, поужинали в кафе рядом в альбергом, 6 евро, купили на утро пирожных и пошли на отдых. В альбергах свет выключают рано и желательно улечься, пока светло.

День четвертый Ponte de Lima – Rubiaes 17.4 км
Боль в ногах. К ней быстро привыкаешь.

Спала сносно, но в 5-30 я уже на ногах .Как с утра сложно расходиться! Ноги, как чужие, как ходули, не очень слушаются. Приняла душ, выпила кофе и мой поход начался в 7-30 . Остальные сидели в кафе и ждали завтрак пилигрима, а я по дороге чуть не ушла в другую сторону, но мне португалец указал нужный путь. Спасибо им отдельное за все добрые дела!
Дождь шел весь день. Дорога была трудная, пожалуй –самый трудный переход, вверх по камням, в лесу, конца не видно, ноги скользят.
Несмотря на дождливую погоду, успевала наслаждаться и видами и запахом леса.
В альберг пришла вторая, дальше идти не захотелось, хотя времени было еще 13-30
Испанец с колокольчиком пошел дальше до Valenca. Больше я его не встречала.
Альберге так себе: кухня плохая, холодно, интернета нет.
(без названия)
Лежала на постели и писала дневник, а народ все подходил и подходил, а Марианны не было Почти все кровати были заняты, когда пришел Мартин, потом Марианна с бразильянкой, им достались верхние места. Хочу пояснить, что кровати в альберге в основном двухъярусныые. Я всегда приходила в первых рядах и занимала нижнее место, но кому то нравилось спать на верху.
Все кровати завешаны одеждой , на улице дождь, сушить негде. Часов в 18-00 пошли на ужин. Чудесное кафе у дороги. В зале все наши. Кто-то уходил, кто-то приходил..
К нашему столику присоединились 2 канадки, Мартин, бразильянка, и мы чудесно провели вечер за разговорами, было очень весело, несмотря на усталость мы отдыхали душой.
В альберге все угомонились как-то очень быстро и дружно. Потушили свет и спать.Это была первая ночь, когда я спала более или менее сносно.

День пятый – Rubiaes -Tui 19.1 км
Боль, как кузнечик,
перепрыгивала с места на место.

Утром проснулась до 6 часов, быстро собралась и двинулась в путь. Мозоли на обеих ногах побаливали, но не страшно, я уже привыкла к ним.
Валенсу пронеслась, даже не заметила, шел дождь, останавливаться не хотелось и очухалась только на мосту, когда поняла, что здесь граница.
(без названия)

Стало грустно и жалко, что так быстро закончилась Португалия.
Мост, и вот она, Испания!!!!

Дождь не прекращался, не сразу нашла альберге, он пустой, холодный , без кухни и интернета.
(без названия)
Подтянулись итальянцы, 2 немца, Лео и Хельмуд, которые шли на свадьбу своего друга в Сантьяго. Как они рассказали, что в свой предыдущий Camino шли с парнем из Германии,который познакомился в пути с девушкой,у них завязались отношения, и как результат, свадьба в Сантьяго….Очень трогательная история. По пути многие рассказывали о переменах в жизни своих друзей и знакомых, кто прошел Camino. Все это очень интересно.
Все отдыхали, кто спал, кто мечтал.
Для меня важный пункт - это мозоли. Обработка, прошивка, как учили, наклейка пластыря.А дождь все идет и очень сильный. Все кафе работают с 20.00 Пришлось сходить в маркет, купить сок и йогурт -это мой ужин на сегодня. Не все же есть от пуза!!!!
Быстро легла спать и не слышала, как пришли остальные…

6 День Tui –MoS 22 км
В 7-00 выдвинулась….опять дождь, и я шла до первого кафе ничего не замечая вокруг…Я слышала, что хозяин кафе объяснял испанцу- пилигриму дорогу на новый путь, альтернативный промзоне…..От кафе шла с бразильцем Густаво, вместе искали дорогу, чуть ее не проскочили, затем подтянулись немцы Лео и Хельмут , и мы все вместе дошли до следующего альберге.
После душа и чашечки чая, жизнь окрашивается другим цветом. Я оживаю.
В книге отзывов увидела запись Антона Антонова и так было радостно увидеть русское имя… Я шла от Антона с разницей в 1 день..
Вечером за ужином в кафе пообщалась с девушками из Канады, испанцем .Прогулялась в направлении завтрашнего маршрута и легла спать.

7 День Mos Pontevedra около 27 км
Итальянцы разбудили в 6-15 . Через час я уже в пути. Снова долго шла одна.
Мне нравится ходить одной,! Слушала музыку, пыталась остановить бегущую мысль, а ее и не догнать. Она в полете эта мысль. Все прошлое размыто и и никаких мечтаний. Только я и Путь.
Не прекращает радовать природа, каждый поворот приносит новую картину. Пилигримов становится больше и боьше.
Похвалила себя за то, что ни разу не сбилась с пути, а сегодня такой казус: показала иностранке путь, сама по нему пошла, вроде бы по стрелке, но поняла, что иду не туда. Пришлось возвращаться. Намотала лишних 2-3 км…
Вот и Pontevedra, альберг уже битком;
немцы уже пьют пиво, довольные, что сегодня меня обогнали.Мне досталась последняя койка внизу,все нижние были уже заняты.Всех, кто пришел позже разместили в другом помещении , где только матрацы на полу.
В альберге все продумано, много розеток, интернет, много столов и многие ужинали там же. Мы с бразильцем Густаво решили прогуляться по городу и поужинать вне. Дошли до площади, зашли в центральный собор,

где за 1 Евро нам позволили забраться наверх собора по винтовой лестнице. Городок симпатичный, спокойный, жаль, что времени мало осталось на прогулку. Перекусили на площади в милом кафе, еще раз удивилась спокойствию и размеренности местных жителей, никакой суеты и нервов...
Очень довольные прогулкой мы вернулись в альберг и очень скоро выключили свет , все как-то быстро успокоились и уснули.
(без названия)

8 день Pontevedra - Caldas de Reis - около 23 км
Как я рада, что я жаворонок и просыпаться рано - мне в удовольствие. Многие уже ушли, хотя не было еще и 6 утра.
Люблю выходить рано утром, все спят, а ты бредешь, наслаждаясь тишиной.
Витрины спящих магазинов желают хорошего дня:

(без названия)
По пути в маленьком кафе, нет никого.Выпила чашечку кофе с круассаном , как здесь все вкусно!!!!
Шла достаточно быстро, обгоняя многих пилигримов, которых стало намного больше. Появлялись целые группы, много велосипедистов, и компании с маленькими рюкзаками.
Пришла в Caldas de Reis, быстро нашла альберг, народу было еще не очень много. Пилигримам разрешили занять ближнюю к выходу комнату, предупредив, что вторую займет группа позже.Пока отдыхала, изучила художества под верхней кроватью:(без названия) А народ приходил новый, не знакомый. Из стареньких никого не увидела.
После душа, отдыха, пошла на прогулку.Городок не большой, смотреть особо было нечего.
(без названия)
Сегодня мой ужин был скромным, но вкусным: манго, клубника и йогурт.
В альберге было очень холодно, а когда все улеглись спать пришла эта группа, оказалось человек 30 школьников-( До часу ночи было не уснуть, т.к. молодежь топала, смеялась и шепталась...Уйти из этого места захотелось очень рано.

9-й день Caldas de Reis - Teo около 28 км

Сегодня поняла, что плохие мысли уходят от меня, идет странное очищение не только организма, легких, крови, кожи, но и головы.. Для меня это было открытием!
Быстро дошла до Padron, почти без остановок. По пути встретила 2 итальянские пары, они шли в Teo и я решила, что пока есть силы, можно пройти еще.У красивого собора встретили еще поляков и бразильца, они дальше не пошли.(без названия)
(без названия)
Не доходя Teo , остановились в небольшом частном альберге, нам дали комнату на 6 человек, (без названия)
чисто, 2 душевых комнаты, 10 Евро. Во дворе загорали датчанки, мама с дочкой. За ужином к нам присоединилась молоденькая девушка 19 лет из Бельгии, которая шла одна.Я удивилась ее бесстрашию и авантюризму. Мы провели за ужином приятный вечер, делились впечатлениями и планами.Накормили очень вкусно, ужин пилигрима -7 Евро.Рано легли спать, решив, что в 7-00 уже выдвигаемся на финишную прямую.

10-й день Teo- Santiago de Compostela 11 км

Дружно проснулись, быстро собрались и под моросящий дождик выдвинулись в СДК. Настроение у всех было очень приподнятое.(без названия)
(без названия)
По дороге встретили Регину из Венгрии, с которой ночевала самую первую ночь.
Итальянцы раньше свернули к своему отелю, а мы с Региной вошли на пустынную площадь, сделали несколько снимков и я констатировала, что ничего не чувствую. Нет восторга, нет рядом людей, с которыми подружилась по пути.Какая то странная пустота.
Мой первый Camino закончился.
Получили главный документ - кампостелу, свидетельство о нашем паломническом пути; заселились а Last Stamp, Rua Preguntorio, 10 , последний очень понравился, в двух минутах от площади, очень чистый, один минус, что срабатывают датчики движения (без названия)
и свет зажигается от любых передвижений. Мы с Региной долго бродили под дождем по городу, нашли милый ресторанчик, поели осминогов, а вечером на кухне альберга я отпаивала маму с дочкой из Дании чаем , удивляла их российским изобретением - кипятильником, который за 5 минут нагревает 3 бокала с водой, а у плиты немец нагревал воду для кофе минут 20.
Датская семья изменила свои планы из-за погоды ( у них вещей было мало , по 5 кг, т.е. смены белья и теплого не было совсем) Стирались они каждый день , а в Сантьяго промерзли окончательно. Позвонили мужу, который забронировал для них номер в отеле на площади и поменял билеты на вылет раньше на 3 дня, а так они собирались еще пройти пешком до Финистерре. Спали плохо, все время кто-то ходил, свет загорался, было шумно. Регина улетела домой рано утром.
Мне удалось забронировать место еще на одну ночь...На последнем этаже есть комната со своим душем и туалетом , мне досталось нижнее место. Но дождь лил и следующий день. Я обошла весь город, проехала на экскурсионном трамвайчике, а часов в 17 на площади встретила двух девушек из Литвы-Дайву и Эйнору. Они пришли уставшие, впервые в Сантьяго. Я их проводила в офис для получения кампостелы, помогла заселиться в отель, т.к. в альберге мест уже не было, заселилась группа , человек тридцать велосипедистов из Португалии. Девушки назвали меня их ангелом-хранителем...
Какое счастье, что меня поселили наверху, в эту ночь я спала, как младенец.
Утром на автобусе уехала в Финистерре. Под дождем дошла на край земли, к океану. Про значки и ленточки я уже писала -))больше не буду. У последнего столба встретила огромного пилигрима,с огромным рюкзаком, который сказал, что для него сегодня очень важный день, он прошел 1000 км за 28 дней и он очень счастлив!!!!
Почему то у меня не было таких ощущений.Может быть потому, что я не прошла последние километры, а проехала на автобусе, то ли погода повлияла, то ли я в одиночку пришла на нулевой км и рядом не было знакомых лиц. Мне не с кем было разделить эту радость.Дождь лил целый день, гулять не хотелось и на утро я уехала снова в Сантьяго. Погода разгулялась , я встретилась со своими друзьями в центре города, моей радости не было конца.
Вечером снова собрались в маленьком ресторане, поели настоящую паэлью, долго делились впечатлениями, каждый рассказал зачем пошел Camino, про мозоли и будущие походы. А разошлись , когда было уже темно.
Наутро я улетела в Барселону.

ЭПИЛОГ
Еще в Сантьяго я почувствовала, что впадаю в стопор. Мне не нужно рано вставать, мне не нужно никуда идти. Мой организм не понял, почему вдруг прекратился путь, все утихло внутри. Как -нибудь я опишу мое путешествие в Барселону и на Монсеррат, как там я встретила своего ангела-хранителя . Только делаю еще раз вывод- делай добро и оно к тебе вернется!!!!!
По приезду в Питер, я неделю не выходила из дома, мне не хотелось ни с кем общаться. Я проживала Camino еще и еще раз.Более 20 дней мне снились сны, что я в пути, какие-то альберги, незнакомые комнаты, двери, люди.. Я поняла вдруг, что Camino не отпускает. Я знаю, что я пойду еще и еще раз. Не знаю, когда! Но я очень счастлива, что я прошла этот путь, что осилила свои сомнения и тревоги, что прожила 10 ярких и необыкновенных дней.
Низкий поклон всем друзьям на ФБ, кто делится информацией для новичков, кто помогает сделать первый шаг. Спасибо за рекомендации, советы и карты.
Наверное когда-нибудь Camino снова позовет...Я верю в это!